Вопросы экологии, сохранения жизни на Земле – забота не только ученых и политиков. Тема единства человека и природы, озабоченность состоянием окружающей среды находит свое отражение и в творчестве художников, скульпторов. Многие из них используют необычные, не свойственные для создания скульптур материалы, чтобы подчеркнуть актуальность темы, донести тревогу, связанную с неразумной деятельностью человека, который губит окружающую среду, уничтожает животный мир, не задумываясь о последствиях.
Такой тревогой за судьбу планеты, за животных, которых все меньше становится на Земле, наполнены необычные арт-объекты японского скульптора Такеши Кавано (Takeshi Kawano). Он реалистично изображает животных, которые тают, словно выполненные из мороженого, попавшего под солнечные лучи.
Работы посвящены глобальному потеплению, вернее, его последствиям для мира живой природы, к которой относится и сам человек. Упиваясь своим надуманным величием и властью над природой, он совсем забыл о том, что сам является частью таковой. При этом его мнимое величие заканчивается во время ураганов, тайфунов, наводнений, землетрясений, которыми природа все чаще напоминает человеку о том, что за его пренебрежительное и потребительское отношение к природным богатствам, коим является и животный мир, он будет наказан. Во время природных катаклизмов особенно ярко проявляется беспомощность человека перед природной стихией.
Рассматривая скульптуры Takeshi Kawano, невольно замечаешь, как страхом сжимается сердце. Такое воздействие арт-объекта на восприятие зрителя достигается за счет абсолютной похожести изображенных им животных с живыми, пока еще населяющими наши леса, поля, просторы Арктики. Глобальное потепление – катастрофа, которая запущена человеком и протекающая перманентно, — не безобидна.
Такеши Кавано осторожно пытается указать человеку, что и он может так же «растаять» и отправиться в небытие, если не остановит свою преступную деятельность по уничтожению живой природы.
Создание таких скульптур – одна из форм борьбы за сохранение окружающего мира, красиво и эмоционально представленная.
Люди – льдинки Nele Azevedo
Если Takeshi Kawano пытается деликатно намекнуть, что человек не вечен и так же, как и животные, может со временем исчезнуть с поверхности земли, французский скульптор бразильского происхождения Nele Azevedo раскрывает и развивает эту тему, уже конкретно указывая на то, что и люди смогут растаять, словно льдинки.
Она не принимает участие в акциях протеста, а борется за сохранение жизни на Земле наиболее удобным для нее способом: посредством искусства.
Нели Азеведо создала уникальную инсталляцию «Monumento Minimo», состоящую из 5 тысяч фигурок людей, выполненных из кусков льда. Они в задумчивости сидят на ступенях в разных позах под палящими лучами солнца.
«Жизнь» такой инсталляции составляет всего несколько часов: вскоре их ледяные тела вскоре растают и стекут со «ступеней жизни», превратившись в лужицу воды, которая вскоре высохнет под солнечными лучами и полностью исчезнет.
Простота и глубина философии представленной инсталляции потрясают зрителей. Наблюдать, как угасает «жизнь» инсталляции можно до последнего человечка, наблюдая, как фигурки теряют форму, растекаются, искажаются. Это зрелище, как утверждают те, кто наблюдал гибель арт-объекта, вызывает дрожь в сердце, зрителям становится не по себе. Все от того, что в ходе таяния фигурки могут приобретать достаточно жутковатый вид.
Со своим шедевром Nele Azevedo побывала во многих странах мира, и везде ей сопутствовал успех. Особый эффект она производит за счет размещения фигурок на ступенях.
Ник Бибби – «певец» дикой природы
Живая природа нашла свое отражение в творчестве Ника Бибби, британского скульптура. Он родился и творит у себя на родине, вдохновляясь красотами окружающего мира. Автор с поразительной точностью передает все нюансы фигурок животных, делая их абсолютно правдоподобными, естественными. Недаром его назвали мастером, оживляющим дикую природу. Любая из скульптур демонстрирует точное знание скульптором строения тел диких животных, что повышает «градус» впечатлений от увиденного.