Вопросы места человека в природе и его взаимодействия с ней, сохранения экологии все чаще находят отражение в творческих работах художников, скульпторов, представителей новых направлений арта. Необычность образов, философия инсталляций характерна для многих из них. «Зеленая» тема очень популярна среди них.
Возможно, при первом взгляде на восковые скульптуры английской художницы и скульптора Ребекки Стивенсон (Rebecca Stevenson), их тоже хотелось бы отнести к экологической «светлой» тематике, однако суть этих работ значительно серьезнее и мрачнее.
Давно известна фраза, что рождение – есть первый шаг к смерти. Не красотой и радостью жизни, наслаждением ее дарами, единением всего живого наполнены статуи Ребекки. Если присмотреться, главная тема – это единение жизни и смерти: «все в землю ляжем, всё прахом будет». Раскрывает автор ее очень своеобразно. Достаточно посмотреть на милого маленького олененка, увенчанного гирляндой цветов. Казалось бы, перед зрителем всё живое: и прекрасные цветы, и нежный беззащитный олененок. Но скульптура не несет позитивного заряда радости жизни. Ее композиции больше похожи на надгробные изваяния.
Даже цветы, символ жизни, радости и рождения новой жизни не несут света и красоты жизни. Даже выполненные в цвете, они холодны, и выглядят больше как символ страдания, а не любви и надежды.
Не менее гнетущее впечатление производят изящно выполненные черепа и тела людей и животных, покрытые нежными цветами, словно вросшими в кости, кожу. И хотя многие скульптурные изображения не передают явное увядание и гибель живого, но после просмотра творческих работ Rebecca Stevenson чувство угнетенности не покидает зрителя.
Однако некоторые специалисты считают, что ощущение мрака и смерти в работах Ребекки надуманно. Наоборот, они утверждают, что смерть одного – это начало жизни другого, и процесс этот бесконечен.
Стоит заметить, что скульптор получила серьезное образование по направлению своего творчества. Она обучалась в нескольких колледжах изобразительного искусства и за многие годы сформировала солидный багаж выполненных из разных материалов работ. Она – участница многочисленных выставок, которые организовывались галереями Лондона и других городов Великобритании. Ее скульптуры выставлялись в Копенгагене, Кельне и других городах сна европейском и азиатском континентах.
Принято считать, что для своих необычных скульптур, опробовав различные варианты, Ребекка Стивенсон выбрала не менее удивительное сочетание воска, смолы и металла. Однако, как утверждала художница в одном из интервью, она создает свои работы из висцерального жира. Как известно, это внутренний человеческий жир, который образуется внутри брюшной полости и постепенно обволакивает все внутренние органы. Если предположить, что именно он используется в качестве одного из компонентов, используемых в скульптурах Р. Стивенсон, впечатление от созерцания ее творений принесет еще больше мрачных мыслей.
Однако не исключено, что такое заявление – просто способ обратить внимание на необычность ее работ и удивительную пластику скульптур.
Продолжая рассказ о своем творчестве, Rebecca Stevenson обратила внимание на то, что в своих творениях использует как растительные, так и «анатомические» узоры, если их можно так назвать. При этом скульптор утверждает, что не ставит целью в точности повторить формы тел животных и людей. Они являются своеобразной основой для размещения на их поверхности композиций из цветов и фруктов, а также всевозможных абстрактных форм.
Сама Ребекка Стивенсон считает, что ее творчество находится на грани между реальностью и выдумкой. И если тела животных похожи на настоящие, то появление на них гроздьев фруктов или гирлянд из цветов является плодом фантазии автора, возможностью реализовать ее творческие замыслы.
В арсенале художницы Rebecca Stevenson множество скульптурных изображений, объединенных тематикой недолговечности жизни. Они экспонировались на различных выставках в галереях мира. Ознакомиться с ними можно на персональном сайте автора и составить собственное впечатление о ее творчестве.