Физическая идентификация современного человека со всеми его проблемами давно стала предметом пристального внимания таких деятелей искусства, как фотографы, художники, дизайнеры и модельеры. Но как разобраться и принять для себя, надо ли стыдиться своего нагого тела, перестать воспринимать себя не таким как все, откуда узнать, каким должен быть эталон тела – худым или, наоборот, толстым, высоким или низким, кто навязал нам стереотипы в этой области и как же найти среднее значение?
Американский художник и скульптор современности Тед Лоусон, родившийся в 1970 году и проживающий сегодня в Бруклине, также обратил внимание на столь животрепещущую тему. Окончив университет искусств в Филадельфии, он работает в направлении современной скульптуры и в своих работах удачно отражает самые острые и популярные темы.
Его рукам принадлежит довольно много концептуальных скульптур, в которых передача идеи важнее, чем их физическое выражение. Лоусон занимается созданием таких произведений искусства уже несколько лет, однако настоящую известность ему принесла композиция «Ева». Именно эту работу Лоусона специалисты называют самой яркой и впечатляющей.
«Ева» – провокация или искусство?
Конечно, скульптурная композиция «Ева» являет собой провокацию, и не может быть воспринята всеми ее зрителями однозначно. Многие считают, что это не что иное, как воплощение уродства. Другие, напротив, видят в изображении пропаганду здорового образа жизни. Третьи и вовсе предпочитают рассматривать скульптуру под углом ломки устоявшихся стереотипов женской красоты и ханжества. И каждый из них по-своему прав.
Ставшая невероятно популярной композиция «Ева» – это восемь скульптур, изображающих одну и ту же женщину, меняющую вес. От худой, практически анорексичной до очень пышной и объемной. По задумке автора скульптуры, зрителю самому предстоит решить, какой из восьми представленных вариантов он считает наиболее оптимальным во всех отношениях. В этом-то и обнаруживается проблема собственной идентификации, ведь одни последуют за мнением общества и большинства, в то время как другие постараются перенести свой собственный образ на одну из скульптур в попытке разглядеть свои достоинства и недостатки.
Свое название эта скульптурная композиция, по словам автора, получила в честь первой женщины – Евы, как гласит Библия. Лоусон говорит, что этим он хотел дать толчок созерцателю к размышлению над тем, что же на самом деле является естественным и первоначальным в облике женщины.
Другие работы Теда Лоусона
Сегодня американский художник Тед Лоусон живет и создает искусство в Нью-Йорке, а его творческий путь можно отследить с 2006 года. За это время он организовал несколько выставок, на которых были представлены не только скульптуры, но и другие не менее провокационные работы.
К наиболее известным скульптурам художника, также демонстрирующим обнаженное женское тело, можно отнести:
- «Смерть рассказчика»;
- «Энтропия» – скульптура выполнена из кленового массива;
- «Смертность мифа»;
- «Нимфа» – материалом для скульптуры послужил тополь;
- Скульптурные качели от Теда Лоусона, изображающие девушку без волос, закрепленную на качающихся полозьях на четвереньках.
Так, особый интерес и обсуждение вызывала презентация «Ghost in the Machine» – принтера, в котором вместо чернил используется… человеческая кровь! Это изобретение также было призвано развеять устоявшиеся стереотипы о демонической или потусторонней природе рисунков, выполненных кровью.
Естественно, для демонстрации своей уникальной машины Лоусон использовал собственную кровь, подключив иглу для снабжения печатающей головки к вене. Такими кровавыми чернилами художник изобразил себя в натуральную величину в стиле ню. Чтобы образ получился точным, аппарат был заранее запрограммирован.
Стоит отметить, что для создания своих скульптур Тед использует и цифровые средства, такие как, например, проектирование и 3D принтеры. Благодаря нанотехнологиям скульптору удается воплотить свои фантазии в жизнь гораздо быстрее, однако художник утверждает, что ни одна машина или компьютер не смогут сделать то, что могут сотворить руки мастера.
Все работы Лоусона выглядят интересно, красиво и иногда пугают воображение. В каждой из них переплетается множество мыслей, идей и призывов. С одной стороны, автор хочет нам показать реальность, но тут же он эту реальность превращает не более чем в миф, заставляя зрителя самому понять, где правда, а где вымысел, и какая она – правда – для каждого из нас.