
Тео Янсен – современный художник из Нидерландов, более известный сегодня как кинетический скульптор. И вот почему. Поистине мировую известность этому художнику принесли его «создания», как он их сам ласково называет. Эти ожившие динозавры бороздят песчаные пляжи Нидерландов и вызывают трепет, а иногда и ужас, у отдыхающих.
Речь идет об огромных сооружениях, напоминающих по своему виду и структуре скелеты огромных животных, созданием которых Тео Янсен увлекся еще в 1990 году. Эти фантастические (почти живые) организмы он создает из пластиковых трубок (ПВХ), а передвигаться им помогает ветер. Янсен называет свои скульптуры «новыми формами жизни», в то время как очевидцы окрестили эти фантастические изобретения «пляжными монстрами», а некоторые, глядя на эти удивительные конструкции, вспоминают Дон Кихота и его ветряные мельницы.
С каждым своим изобретением Янсен продвигается все дальше. Каждая скульптура эволюционирует относительно предыдущей. Ее движения становятся еще увереннее и тверже, а схема – еще устойчивей. Некоторые из последних созданий не просто передвигаются, но и сами распознают грунт, а именно обходят стороной сыпучий песок и ручьи, где у них есть все шансы застрять. Для этого конструкции оснащены специальной трубкой, которая волочится по песку. Она все время засасывает воздух, но как только существо подходит к водоему и в трубку попадает вода, оно останавливается, а затем уходит в противоположную сторону.



Как им это удается?
Принцип действия «пляжных монстров» на удивление прост. Они передвигаются без помощи электричества и каких-либо других двигателей, гонимые лишь потоками ветра. Никакой электроники и сложных механизмов в их конструкции нет, только ПВХ трубки. Тем не менее, по словам самого создателя, сконструировать все 56 ног так, чтобы придать «динозаврам» идеальную походку, было очень непросто. Это была сложнейшая математическая задача, над которой Янсен бился очень долго. Ему никак не удавалось понять, какой длины необходимо взять трубку, чтобы получить нужную кривую. Перебрав миллионы вариантов на компьютере, Тео наконец-то подобрал оптимальную формулу.
Ноги – не единственная часть конструкции. Чтобы создание могло ходить, у него есть своеобразные легкие – паруса, соединенные с коленчатым валом. Благодаря этим парусам воздух давлением в 6 атмосфер попадает в специальные бутылки через резиновые клапаны. Из бутылок воздух выходит в трубки, а потом в помпу под давлением, что приводит в движение ноги «пляжного монстра». Машина будет передвигаться, даже если потоки ветра совсем слабые. Кроме того, «звери» давно научились накапливать энергию воздуха в специальных резервуарах, благодаря чему им удается передвигаться даже в полный штиль.
Если же порывы ветра слишком сильны, и существо рискует быть унесенным, в ход идет якорь, при помощи которого оно держится за грунт.

Передвигаются «пляжные монстры» практически неслышно, чем несказанно пугают отдыхающих на пляже. Иногда они маршируют, а иногда могут закружиться в причудливом танце, иногда вообще могут притаиться и ждать. Несмотря на их огромные размеры – длиной более чем в половину горбатого кита и высотой с жирафа – существа могут очень быстро передвигаться.
Дальнейшие планы Тео Янсена
Художник с надеждой смотрит в будущее. Он с энтузиазмом утверждает, что «стены между техникой и искусством существуют только в наших умах». Без сомнений, ему удалось объединить науку, точные математические вычисления и красоту искусства в единое целое – такие загадочные и невероятно красивые существа. Его работы действительно уникальны.
Сейчас Тео Янсен работает над очередным, более совершенным поколением «пляжных монстров». По его задумке, новые существа должны уметь прятаться от непогоды, перешагивать или обходить препятствия, и даже прижиматься к поверхности земли в случае, если приближается шторм и гроза. Что касается материалов для работы, Тео предпочитает работать все с теми же пластиковыми трубками. Он знает, что можно было бы использовать и более передовые материалы, но ему хочется оставаться верным своим конструкциям.
Работы Тео выставляются по всему миру. Эти шедевры, встреченные не на пляже, а на выставках современного искусства, неизменно вызывают у людей улыбку и очаровывают.