Отслужившие свой век автомобили обычно ждет незавидная судьба: большинство из них отправляется на свалки (автомобильные кладбища). Отдельные, еще рабочие детали еще могут извлекаться и использоваться в качестве запчастей, но для большинства предназначено тихое и долгое «умирание» под открытым небом от ржавчины, разрушительных ветров и дождей.
Однако среди современных скульпторов находится немало тех, кто использует этот автохлам для создания необычных арт-объектов: инсталляций на автомобильную тематику. В качестве рабочего материала используются старые автомобили.
Нередко такие инсталляции представляют собой сооружения внушительных размеров, на выполнение которых тратятся большие деньги и значительное количество дополнительного материала.
Свидетельством стала композиция, созданная в начале 80-х годов прошлого века французским Армандом Пьером Фернандесом, получившая название «Долгосрочная парковка» (Long Term Parking). Она состоит из поставленных один на один 59 авто. Для укрепления, придания прочности и жесткости конструкции размером 6х6 м и высотой 19,5 м было использовано более полутора тысяч тонн бетона. В финансовом плане затраты составили, в пересчете на рубли, — 18,5 млн. руб.
Этот монумент был возведён в окрестностях Парижа в 1982 году французским художником Армандом Пьером Фернандесом. На строительство стелы размером 6х6х19,5 метров потребовалось 1600 тонн бетона, 59 автомобилей и сумма, эквивалентная 18,5 млн рублей.
Эта инсталляция является напоминанием людям о скоротечности жизни. Еще совсем недавно эти авто были на гребне популярности, являлись символами быстрого индустриального развития и привлекали внимание своим элегантным внешним видом и высокими техническими характеристиками. Но прошло совсем не много времени, и вот они уже – на «свалке истории». Сегодня их участь – медленно погибать от коррозии, подставляя свои некогда полированные бока дождям и ветрам. Но и человеческая жизнь достаточно коротка, об этом люди не должны забывать.
Еще одним из значимых произведений автора стала инсталляция, получившая название «Надежда на мир». Ее появление было связано с окончанием многолетней гражданской войны в Ливане. На основании композиции, для изготовления которого было затрачено около пяти тысяч тонн бетона, установлено 78 боевых машин, произведенных в разных странах. Высота стелы – 50 метров. Визуально арт-объект похож на взорванный бомбой высотный дом, где стояла военная техника. Все машины прочно держатся, за счет расположенного внутри инсталляции металлического каркаса, к которому они приварены. Все дула орудий «смотрят» в одну и ту же сторону.
На установленную в штате Иллинойс (США) композицию «Веретено» (Spindle) высотой 15 м приезжают посмотреть многочисленные туристы. Она выполнена в виде металлического шеста (веретена), на которое насажено 8 старых легковых авто. Надежность и устойчивость обеспечивает фундамент глубиной 10 м. Ее создателем является художник Дастин Шулер, время создания – 1989 год. Арт-объект приобрел широкую популярность. Его изображение нанесено на многочисленные открытки, которые охотно раскупаются туристами, он значится в путеводителях. Кроме того, был показан в фильме «Мир Уэйна».
Не рады были такой композиции только местные жители. Она не понравилась местному населению, и неприятие было так велико, что они стали требовать сноса инсталляции. Власти пошли навстречу пожеланиям горожан, и в 2008 году она была снесена.
Другие инсталляции из старых авто имели более счастливую судьбу. До сих пор в штате Небраска (США) взглядам туристов открывается вид на выполненную из старых автомобилей копию Стоунхенджа. Ее здесь назвали Кархендж; автором идеи стал американский художник Джим Рейндерс. Она выполнена из 38 авто, размещенных по кругу: так же, как расположены камни-мегалиты древнего сооружения. Часть из низ закопана в землю или установлена в виде арок.
Появление Кархенджа стало стартом возведения других композиций с использованием старых автомобилей, которые устанавливались тут же. В результате здесь появился целый «горд» автомобильных инсталляций, который получил название Заповедника автомобильного искусства.