Зачем создавать прекрасные фарфоровые вазы в духе лучших классических традиций, а потом уродовать, вонзая в них топоры, ножи, гвозди? У художника есть ответ на этот вопрос, ведь это его руками, его воображением и восприятием действительности созданы такие необычные арт-объекты.
Скульптуры, которые созданы Лораном Крастом, ценители искусства назвали осколками роскоши. И с таким определением трудно не согласиться. Действительно, скульптор создает арт-объекты, которые представляют собой тонкие фарфоровые красиво оформленные кувшины, вазы, блюда, погребальные урны. Вряд ли бы они привлекли такое пристальное внимание, если бы ни одно НО. Все эти роскошные скульптуры «изувечены» гвоздями, топорами, ножами.
Почему автор обошелся так жестоко со своими творениями? Как бы то ни было, но ни одно из них не было разбито и разрушено, хотя это должно было произойти.
Как ни странно, но на создание своей коллекции скульптора вдохновили не великие идеи и шедевры древнего искусства, дошедшие до наших дней, а участившиеся факты вандализма. Впрочем, он, как некое социальное явление, существовал практически всегда. Сам автор утверждает, что его работы — это попытка выразить парадокс двойственность нашей жизни, когда разрушение может послужить созиданию.
Мастерство скульптора подтверждено ручной работой выполнения каждого арт-объекта. Но многих интересовало, как он добился того, чтобы хрупкий фарфор не рассыпался под воздействием чужеродного предмета. Все эти колющие, режущие, рубящие предметы органично вписываются в композицию. А удерживаются за счет закрепления в еще сыром изделии, до того, как оно попадет в печь.
Путь от ветеринара до известного скульптора
Родина Лорана Краста (Laurent Craste) — Франция. Его детство и юность прошли в Орлеане. Работу начинал в профессии, абсолютно далекой от искусства: в 90-х годах прошлого века он работал ветеринаром. При этом относился к своей деятельности очень серьезно. Достаточно сказать, что через два года после начала своей работы он получил степень магистра физиологии и анатомии.
Позднее занялся творчеством; к его развитию отнесся не менее серьезно, чем к ветеринарии: в 2007 году, получив второе образование, стал магистром изобразительных искусств.
Последние 25 лет проживает и работает в Канаде, в Монреале.
В своем творчестве обнаружил нестандартное видение системы разрушения и воссоздания образов, что получило определенный резонанс среди почитателей современного искусства.
Он соединил в своих работах классическую манеру изготовления фарфоровых скульптур, поражающих тонкостью и изяществом, с грубым вмешательством в тонкий мир невежества и бескультурья. Такое неординарное восприятие проблем современной жизни создает впечатление специально смоделированной ситуации несчастья.
По мнению самого автора, такая подача арт-объекта призвана донести до зрителя политический аспект его творений: классовую борьбу в обществе, переданную в сюрреалистичном представлении. Его работы – это своеобразная игра с историческими событиями и символами.
Утверждается, например, что большая ваза с геральдической лилией, пораженная дротиками с британским флагом, есть ни кто иной, как генерал Монкальм во время военных действий в Семилетнюю войну.
Более понятна и «прозрачна» в замысле стала ваза с гвоздями в виде стигмат. Ее создание – отображение смерти распятого Христа. Другая «сторона» его видения с таким же финалом – гибель распятых повстанцев во время Французской революции.
Сам Лоран Краст относится к любителям – коллекционерам старинных ваз с известной долей юмора, считая, что ими движет не столько любовь к искусству, сколько желание владеть красивыми вещами, которых нет у других. Этой жаждой «накопительства красоты» страдают многие чиновники, политики. А при описании этих предметов роскоши рассказывают не о ее красоте, а о том, какая у нее ножка, корпус, как выглядит горло вазы. И – никакой красоты.
Давая такие характеристики, Лоран Краст выражает сомнение в том, что предметы роскоши, в том числе – и такого рода, — могут повысить статусность человека. И в стремлении заполучить редкий арт-объект любой ценой художник видит нечто комичное.