Поговорка: «Построить замок на песке» означает непрочность мечты или дела, за которое принимаешься. Известно, что замки из песка красивы, но недолговечны: как только материал подсохнет, конструкция неминуемо рассыплется. Так и с планами и мечтами, которые не основаны на реалиях жизни.
Тем не менее, каждый год на лучших пляжах мира проводятся фестивали песчаных фигур. И авторов этих творений вовсе не смущает короткая жизнь созданных ими скульптур. Они с детской искоркой во взгляде создают свои шедевры, которые будут разрушены ветром и водой в самое короткое время, но ими успеют полюбоваться.
Мастерство на грани фантастики
Однако нашлись люди, хотя их и не много, которые опровергли утверждения о непрочности таких фигур. Среди них – американский художник Карл Джара (Carl Jara), который сооружает удивительные скульптуры, в том числе – из песка. Увлеченно работает по дереву и находит выход своим фантазиям в огромных песчаных скульптурах.
Поклонники творчества Carl Jara отмечают серьезность и высокий уровень психологического воздействия работ автора. Он словно проникает в потаенные уголки мозга человека, раскрывая его мысли, чувства, переживания. В них нередко отражается борьба внутреннего «Я»с самим собой. Подтверждением этого являются скульптуры, изображающие фигуры людей, разделенных надвое.
Произведения Карла Джары разительно отличаются от статуй, которые можно увидеть на пляжных фестивалях. Высокий уровень мастерства и психологизм характерны для работ художника. Они привлекают внимание многих поклонников современного искусства.
Стоит заметить, что увлечения художника не ограничиваются творением песчаных фигур, которое является сезонным занятием. Он не менее увлеченно занимается резьбой по дереву. Выполненные работы уникальны, привлекательны и продаются по хорошим ценам. Их также можно видеть на различных выставках, в музейных экспозициях, ярмарках.
Немного – об истоках творчества
Образование американский будущий творец песчаных скульптур, уроженец Кливленда, получал в колледже. Здесь он готовился стать графическим дизайнером и иллюстратором. Параллельно увлеченно работал с песком, создавая свои первые работы. Время все расставило на свои места: постепенно Карл Джара пришел к пониманию, что такой непрочный и манящий своею ненадежностью и недолговечностью материал, каким является песок, навсегда покорил его сердце.
Несмотря на свою тягу к «песчаному» творчеству, он не оставил учебу, а прослушал весь положенный курс, обогатив свои формирующиеся практические навыки теоретическими знаниями в области дизайна. После окончания учебного заведения он отправился на стажировку в Международную Ассоциацию строителей замков из песка. Выбор мастера оказался абсолютно верным. Его подтверждением являются 9 побед, одержанных скульптором на различных соревнованиях мирового уровня, а также многочисленных наград других рангов.
На конкурсе песчаной скульптуры Hampton Beach Master Карл Джара стал победителем, представив композицию «Бесконечность». Ее тонкий психологизм вселяет надежду на нескончаемость жизни на земле, возможность ее сохранения. Она состоит из пяти человеческих фигур, объединенных одним образом. При этом каждая последующая статуя меньше предыдущей и легко размещается на ладони.
Не только психология, но и сказка
Серьезная суть песчаных произведений Carl Jara не лишила его детского радостного общения с «пляжным» материалом, который использует каждый ребенок, изготовляя «куличики», строя башенки или подземные ходы. Среди работ мастера можно найти и потрясающей красоты замки, выполненные в восточном и европейском стиле, фигуры фантастических, возможно – инопланетных – созданий. В его творческой копилке – целые сцены из известных сказок, герои мифологии.
Это точно песок?
Когда видишь огромные скульптуры, созданные Карлом Джара, невольно возникает вопрос, точно ли они созданы из песка. Однако это действительно так, тем удивительнее точность и тонкость выполненных скульптур, глубокий смысл их сюжетов. Автор не использует какой-то особый материал: песок для работы он запасает на пляжах. А уже в руках художника он превращается в произведение искусства.