Вопрос: «Что в душе?» — интересовал многих во все времена. Тайная часть человека, которую невозможно увидеть невооруженным глазом, невозможно подержать в руках, оказывает существенное влияние на характер своего владельца. Не зря столько фильмов, художественных произведений и научно – популярных книг и статей посвящено этой теме. Но «передать душу» человека в скульптуре удается не многим.
Одна из тех, кто предпринял такую попытку, чтобы «заглянуть в душу» — американка Кристина Ботуэлл (Christina Bothwell). Она создает совершенно необычные работы. Их основным материалом является стекло. Оно как нельзя лучше помогает показать, что в человека внутри, как это представляется именно Кристине. Ее задача – попытаться проникнуть в тайны души и раскрыть их для всеобщего обозрения, руководствуясь своими представлениями о жизни, смерти и других изменениях, которые происходят в человеке на протяжении его жизни. Свое видение этой проблемы она отображает в творчестве, создавая довольно странные скульптуры.
Свой выбор в качестве материала именно стекла Christina Bothwell объясняет тем, что оно позволяет беспрепятственно заглянуть внутрь человека, которого сама художница называет не иначе как «объект».
Помимо стекла, в своих работах мастер использует еще и глину, а также дополняет применением некоторых других материалов, которые использует для изготовления элементов композиции.
Изобразить разные части тела ей помогает использование старинных кукол, небольших элементов и предметов мебели, чучел животных.
В результате получаются довольно странные и загадочные персонажи. Основная их масса – это младенцы, дети, животные. Она показывает «внутренний мир» самых слабых и беззащитных. Перерождение сознания человека и происходящие с ним метаморфозы она отражает в необычных скульптурах и композициях, где одна фигура находится внутри другой. Прозрачное стекло позволяет это видеть.
Сама автор считает, что ее творения – и есть сами души, наполненные «своим» ощущением жизни и позволяющим себе развиваться и создавать внутри себя, как выражается автор, «улучшенные версии себя».
С чего все началось
Кристина Ботуэлл получила профильное образование в Пенсильванской Академии художеств, по специальности «живопись». Но скульптура оказалась для нее более привлекательной, и она стала работать сначала с глиной, а затем основным материалом для создания ее мистических скульптур стало стекло. Стоит отметить, что искусству скульптуры она училась самостоятельно. Это родило возможность оригинального видения ее возможностей.
Странно, но рассматривая скульптуры Кристины, невольно возникает мысль, что у них есть своя душа. В то время как далеко не каждый живой человек может похвалиться этим бесценным даром. Не зря же говорят о бездушных людях, которые остаются глухи к проблемам и бедам своих близких. Они чужды состраданию, закрыты порывам доброты и человечности.
Может ли быть человек без души
Ответ нам этот вопрос интересует мистиков, серьезных ученых, представителей искусства. Эта же проблема отражена в гениальной по своей сути скульптуре румынского художника Альберта Гиорги, названная им «Меланхолия». Она установлена в Женеве в 2012 году. Ее отличительной особенностью является дыра в теле скульптуры. Говорящая и неоднозначная, с точки зрения критики, композиция, отражающая пустоту души человека.
Возможно ли такое такое? Ее отсутствие – неизвестно, а вот пустота – вполне вероятно. Примеров этому в современном обществе более чем достаточно, когда ради лайков в интернете люди готовы наблюдать медленную смерть человека, снимать пожар, вместо того, чтобы вызвать спецслужбы для его тушения. Наслаждаться съемкой избиения и тут же выкладывать ее на свою страницу для всеобщего обозрения. Издеваться над беззащитным животным или ребенком, собирая восторженные отзывы таких же бездушных подписчиков.
Есть ли в них душа, или она искривлена современными тенденциями потребительства, пропагандой странных ценностей СМИ? Именно эти вопросы возникают у многих, откликающихся на странные или даже страшные события. Пустота и глухота современного человека, разобщенность культур, людей, озлобленность, расслоение общества ведет и опустошенности души.