
Орнаменты в оформлении зданий и сооружений используются давно. Красота византийских, индийских храмов приводит в восхищение разнообразием и мастерством исполнения. Изящество выполнения орнаментов характерно для многих мастеров, в том числе – представителей современного искусства. Тончайшие сплетения выполняются ими из тесьмы, ткани, проволоки. Выполненные в разной технике узоры украшали жилище человека, придавали ему не только эстетичность и оригинальность, но и ощущение «домашности», тепла и уюта.
Однако настоящим мастерам мало такого варианта исполнения. Поиски новых возможностей для создания необычных орнаментов привели токийскую художницу Катсуйо Аоки (Katsuyo Aoki) к созданию тонких оригинальных орнаментов на керамике. Это – воздушные хрупкие композиции, отличающиеся изяществом линий и замысловатостью узоров. В них – разнообразие рисунков, предоставленных самой природой, умело соединенных с классической подачей отдельных элементов.
В представленных Катсуйо Аоки работах просматривается желание передать идеальную красоту и совершенство линий, изгибов, переходов. Ее инсталляции отличаются особой скрупулезностью и тщательностью исполнения. При этом важно помнить, что глина – достаточно сложный в работе материал. Получить с его использованием тонкие хрупкие, изысканной красоты арт-объекты достаточно сложно. Но Katsuyo Aoki это удается.



Как утверждала в одном из интервью сама художница, своими работами она стремится вызвать у зрителя ощущение покоя, умиротворенности, сходной с религиозным благоговением. Эти стремления полностью укладываются в японскую философскую концепцию созерцательности и возвышенности чувств.
Любой арт-объект, выполненный Катсуйо Аоки, настоящее произведение искусства, даже если зрителю представлен череп, который обычно не вызывает восхищения и ассоциируется со смертью. Уйти от ощущения неизбежности смерти, печали и «кладбищенского» его восприятия помогает филигранное необычное исполнение арт-объекта. Он по-своему красив, выполнен мастером с любовью, наполнен эстетичностью.
В работах скульптора сочетаются декоративные стили и символические формы исполнения. При этом важно помнить, что основа этих прекрасных изделий – грубая капризная, сложная в работе глина, которую автор «заставила тонко звучать».
Katsuyo Aoki подчеркивает, что хотя керамика представляет собой древнюю технологию со сложившимися традиционными принципами ее применения, она пытается привнести в свои работы хрупкость и утонченность, соединив грубую обыденность с тонкость и точностью исполнения. Такая манера помогает выразить мысли и чувства автора в готовых работах, расставить необходимые смысловые и творческие акценты.
Скульптурные орнаменты Катсуйо Аоки привлекают внимание многих почитателей современного искусства. Ее работы можно встретить на выставках в Европе. Они постоянно экспонируются в художественных галереях Японии.
Главным отличием от привычных работ мастеров, выполняющих орнаменты – их объемность и сложность при внешней необыкновенной легкости и даже некой воздушности арт-объектов.
В ее творческом арсенале – множество работ различной тематики. Ознакомиться с ними можно на персональном сайте мастера. Ажурные черепа представлены отдельной серией.

Стоит отметить, что орнамент нередко используют многие мастера скульптуры, но особенно часто — дизайнеры. Он широко используется в различных арт-объектах, которые устанавливаются в парках и на площадях, придавая им оригинальность, некое «свое лицо». Но для их исполнения применяются более прочные и долговечные материалы: бетон, металл, дерево. Они хороши, но, как правило, не требуют долгого рассматривания и глубоких поисков философского смысла творчества авторов, хотя и не лишены их.
С работами Katsuyo Aoki все по-другому. Ее творчество самобытно и рассчитано на вдумчивого зрителя, способного отличить вульгарное от тонкого, изящного, даже, в какой-то степени, изысканного. Удивляет и восхищает мастерство выполнения каждого штриха в представленных арт-объектах, глубокое уважение к делу, которым занята Катсуйо Аоки и к зрителям, которые приходят полюбоваться керамическими шедеврами автора.