Политический строй любого государства неизбежно накладывает отпечаток на мировосприятие и судьбу каждого человека. Если общество культивирует и пропагандирует демократические начала. Его граждане свободны в волеизъявлении, воспринимают руководство страны как группу нанятых менеджеров, получающих денежное вознаграждение из средств налогоплательщиков. В любой момент народ такой страны может потребовать отчета правительства и его отставки, если его правление не устраивает большинство граждан.
Совсем иначе обстоят дела в государстве, где правит диктатура. В такой стране развит пропагандистский и репрессивный аппарат, преследующий инакомыслие, железный занавес отгораживает их от благ цивилизации и информации об истинном положении дел в мире. Люди в таких странах запуганы и несчастны. Именно такие отношения власти и народа, царящие в Северной Корее, решил показать южнокорейский скульптор Чои Ксоанг (Choi Xooang).
Отражение политики в искусстве
Скульптуры Choi Xooang потрясают своей ужасной реалистичностью и фантастической подачей. Наушничество, страх, что сказанное обернется против говорящего, отражены в скульптурной композиции, «героями» которой являются странные, на первый взгляд, люди. Один — обладатель большого рта на безглазом лице. Его губы что-то шепчут в ухо другого. Только шепотом, ведь говорить громко опасно!. Глаза, наполненные страхом и мольбой о защите, руки, сплетенные в крылья, которые не принадлежат никакой птице, все это — отражение мира жестокости, угнетения, насилия. В композициях автора зритель не увидит порыва героев к свободе. Они скованы страхом, ужас поселился в их глазах.
Безнадежность и обреченность — главные признаки существования этих людей
Безглазые, с отсутствием рта, ушей или рук, они ярко передают беспомощность, страх и обреченность жителей страны. И даже новорожденные от таких людей уже не имеют глаз, лица ушей или рта, находясь в так называемом вегетативном состоянии. Единственное, чем они наделены в полной степени – органами размножения.
Однако и здесь не все так однозначно: в одной из композиций можно видеть двух молодых людей, один из которых рукой прикрывает орган размножения другого. Он как будто предостерегает его от участия в рождении детей-рабов.
Сам автор утверждает, что он метафорически передает рабскую покорность, страх, безнадежность и психологический дискомфорт, в условиях которого живет население Северной Кореи.
Отсутствие рук, головы более чем красноречиво утверждает, что рабская покорность, неумение или нежелание думать над происходящим могут иметь самые тяжелые последствия.
Не менее ярко характеризует эту мысль скульптурная композиция, изображающая двух людей. Рука одного из них глубоко проникла в голову другого.
Мнения зрителей таких инсталляций неоднозначны. Одни готовы пожимать плечами, отказываясь понимать замысел композиций. У других некоторые из работ вызывают смех, хотя сложно представить в смешном свете то, что происходит с людьми. Третьи приходят в ужас от увиденного.
Но только немногим дано проникнуть в глубокий смысл философии автора. Своими работами он не просит, но требует задуматься над тем, что такое жизнь свободного человека. Его ужасающе реалистичные скульптуры требуют серьезного восприятия и осмысления. По его мнению, люди, испытывающие дискомфорт от увиденного, не безнадежны. Это значит, что они мыслят и понимают весь ужас положения, в котором находятся их собратья на севере.
Он же считает, что показ таких работ – не жестокость, а жизненная необходимость. Только таким образом можно «излечить» рабскую покорность, безразличие и обреченность – с одной стороны, и наушничество, предательство, доносительство ради выживания в этом страшном мире – с другой. И этот гиперреализм – способ достучаться до разума людей, увидеть всю пагубность диктатуры.
Посещение выставок, где можно увидеть работы Choi Xooang, заставляет думать. Глубокая философия автора требует серьезного осмысления не только увиденного, но и оценки жизни тех, кто приходит на такие просмотры. Им предстоит понять, что такое свобода, и насколько свободны они сами.