Американский художник Марк Дженкинс (Mark Jenkins) считает, что улица – место не только для рекламы товаров, но и социальной скульптуры. Она может отражать повседневные бытовые, частные и общечеловеческие проблемы. Многие из них являются шокирующими и крайне неприятными для восприятия. Автор не «разжевывает» смысл каждой из них, а предоставляет зрителю, обычному прохожему, отвлечься на несколько секунд от своих проблем и обратить внимание на происходящее в обществе.
Марк Дженкинс достаточно известен как скульптор и художник, поэтому довольно часто выставляется в галереях и музеях. Однако наибольшую популярность он обрел именно за счет создания уличных скульптур и инсталляций.
Уличное искусство не имеет официального статуса и считается незаконным, но, по мнению автора, именно здесь, на улице, ведется яростная борьба за внимание и умы людей.
Визуально такие скульптуры могут вызывать недоумение, удивление, раздражение, возмущение или улыбку, но остаться к ним равнодушным не получится. Их создание — своеобразная попытка художника вовлечь горожан в своеобразный диалог, отразив свое видение проблем общественной жизни. Его скульптуры – образец нелогичности и несоответствия ситуации и поведения героев его инсталляций.
Mark Jenkins не одинок в своем стремлении разбудить спящие нотки души людей, поглощенных ежедневными заботами. Социальной скульптурой занимается и немецкий художник Йозеф Бойс. Свое представление о ней и ее роли в жизни общества он выражает достаточно своеобразно. В 80-х годах прошлого века он «отличился» тем, что привез на площадь г. Кассель и выгрузил перед городским музеем 7000 блоков из базальта. Убрать их было возможно только при выполнении условия: убираем 1 блок — сажаем 1 дуб. «Мена» проста и понятна: 1дуб=1 блоку. И ведь сработало! Уже спустя пять лет в городе появилось 7000 молодых дубков.
«Человек социальный», по мнению Йозефа Бойса, не должен быть пассивным наблюдателем жизни, но – созидателем и творцом. Все человеческое сообщество должно рассматриваться как огромное произведение искусства. Именно такое положение заложено в разработанной художником социальной концепции.
Когда речь идет о социальной скульптуре, предполагается, что эта своеобразная ветвь искусства должна нести широкий смысл творчества художника, чтобы само искусство поставить на службу человеку и в полной мере использовать его потенциал для позитивного преобразования общества.
По сути, именно ему, Йозефу Бойсу, обязано само появление термина и понятия «социальная скульптура». Будучи соучредителем немецкой партии зеленых, он наполнил это понятие смыслом, поясняя, что социальная скульптура должна стать составной частью деятельности человека. А она, в свою очередь, должна направляться на структурные изменения общества и окружающей среды. Основным проводником идеи переформатирования общества должен стать именно художник, в широком смысле этого слова, используя все возможные средства воздействия: арт-объекты, в какой бы форме они ни были представлены, язык, мысли, непосредственные действия.
Что касается уже упомянутого здесь Марка Дженкинса, то именно он, и такие же художники – пропагандисты уличной культуры, призваны будоражить людей, заставлять остановиться в своем бесконечном и, нередко — бессмысленном беге в толчее перенаселенных мегаполисов. Остановиться и ужаснуться, удивиться, испытать страх и ужас, обратив внимание на арт-объекты, созданные скульпторами – «певцами улицы».
Стоит заметить, что уличная скульптура привлекает к себе все большее внимание не только любителей современного искусства, но также экспертов искусства, историков живописи и скульптуры. О возрастающем интересе к этому виду творчества свидетельствуют многочисленные выставки, где выставляются «уличные скульпторы», а также увидевшая свет монография немецкого издательства Gestalten «Городской Театр». Она полностью посвящена изучению особенностей уличной скульптуры и анализу творчества ее яркого представителя Марка Дженкинса (Mark Jenkins). На 160 страницах труда сделана попытка анализа философии творчества художника, его творческих замыслов и манеры их реализации.