Дерево – «теплый», экологически чистый приятный материал. Издавна используется мастерами для создания мебели, посуды, игрушек, а также деревянных скульптур. Сама природа нередко создает удивительные «скульптуры», утонченности и изяществу которых может позавидовать ни один мастер. Но создание скульптур из дерева – далеко не простое занятие. Оно состоит не только в мастерстве «оживления» пеньков, под которыми живут «старички-лесовички», или изготовлении огромных деревянных идолов, которых можно сегодня установить при входе в исторические музеи, как памятники прошедшим векам и подтверждение существования древних цивилизаций.
Под руками мастеров дерево оживает и может дарить людям радость в самых невероятных по красоте и изяществу скульптурах. Такая работатребует мастерства и аккуратного обращения, кропотливости в обработке.
Но существует и другое направление работы с деревом, при котором вовсе не нужно губить живые насаждения или искать поваленные ветром деревья, чтобы использовать их для создания скульптурных объектов, инсталляций и композиций. Для их выполнения используются живые зеленые насаждения. Их не нужно выкапывать, пересаживать на «новое место жительства».
Скульпторы, работающие в направлении «древомоделирования» или «арбоскульптуры» (Treeshaping arborsculpture), которых также называют архитекторами, «творят» с живыми деревьями. Традиционно для изменения их формы использовалась стрижка кроны. Этот вид обработки открывал широкие возможности для реализации самых фантастических идей. Он широко применяется и сегодня. Во многих точках мира можно найти проспекты, скверы, парки, музеи под открытым небом, где «выставляются» живые скульптуры.
Всем известно искусство бонсаи, когда в горшках выращивают карликовые деревца, которые, в ходе моделирования их кроны, становятся миниатюрной копией «взрослых» растений.
Основателями данного направления «живого» искусства считают Arthur Wiechula (1868 — 1941) и John Krubsack (1858-1941). Кто из них был первым, установить пока так и не удалось, поэтому они оба «теснятся» на высшей ступени пьедестала почета, не уступая ни шагу сопернику.
John Krubsack, будучи банкиром, в свободное время предпочитал общаться с живой природой и отдыхать на свежем воздухе. Именно ему принадлежит идея создания первого стула из растущих живых деревьев. При его создании он отошел от мнения о том, что работать можно только с кроной, а обратил внимание на стволы. Разумеется, работа эта требовала целеустремленности и терпения, потому что желаемый результат можно было получить только через несколько лет. Его настойчивость дала соответствующие результаты: 11 лет спустя он мог отдыхать в саду на «кресле», смоделированном и выращенном своими руками. Это событие относится к 1914 году.
Другой мастер, Arthur Wiechula обрабатывал деревья таким образом, чтобы ветви росли в нужном направлении.Правда, замысел у него был масштабнее, чем у John Krubsack. Он поставил перед собой цель «построить» зеленый дом из живых деревьев. Для этого он делал необходимые надрезы на выбранной высоте, прививал побеги, направлял рост стволов и ветвей в нужные направления.
Именно с этих первых попыток «указать» дереву, куда ему нужно расти, стало развиваться садово-архитектурное направление. Мастера стали «выращивать» скульптуры, используя прививку, обрезку, композиционное формирование. Сложность создания таких скульптур состоит в том, что готовый «шедевр» может увидеть свет много лет спустя после начала работы с ним.
Так древомоделирование получило развитие в направлении, которому Ричард Римс в 1995 году дал название арбоскульптуры (arborsculpture). Само появление термина можно считать счастливой случайностью. Ричард Римс обратил внимание, что работа по созданию скульптур из живых деревьев в искусстве не имеет специального названия. Так, вольно или невольно, он стал автором, давшим «имя» этому хобби. Хотя этот термин появился значительно позже, чем само направление, это нисколько не умаляет значения скульпторов и их шедевров, которые появились задолго до того, как было придумано название направления.