Притча о вавилонском столпотворении известна, если ни всем, то, по крайней мере, многим. Но сама фраза давно перестала соответствовать своему первоначальному смыслу: сооружению величайшей башни до неба: сотворению (творению) башни (столпа).
Сегодня под понятием столпотворение мы понимаем полный беспорядок, неразбериху и хаос при участии большого количества людей. Именно отталкиваясь от этого понимания ставшей крылатой фразы создавал свои необычные работы из керамики британский скульптор Роджер Уайтейкер.
Человек, проживая в больших городах, мегаполисах, давно оторвался от природы, размеренного течения ее жизни и своевременной смены времен года. Активное вмешательство в ее законы, бесцеремонность, а то и явное вредительство наказываются. Неспроста по всему миру участились тайфуны, ураганы, наводнения, вызывающие огромные разрушения, приводящие к человеческим жертвам.
Города становятся все более «перенаселенными», у природы отнимают все больше зеленой территории, превращая ее в каменные джунгли, где сами люди задыхаются от тесноты физической и психологической. Они постепенно перестают понимать и принимать друг друга, перспективы жизни человечества печальны.
Но люди, пожалуй, уже ничего сделать не могут, потому что давно не живут в согласии с законами природы. А их города – муравейники «дышат» выхлопами машин, отравляющими воздух, заполняют свободные территории свалками с бытовыми и химическими отходами. Даже океан ощутил на себе пагубное влияние пребывания человека на планете. Гибель рыб и морских животных, выбрасывающихся десятками на берег и не желающих жить в отравленной человеком воде, пятна мазута, разливающиеся по океаническим водам, тысячи пластиковых пакетов, «жизнь» которых вечна – вот только несколько примеров «хозяйничания» человека.
Однако мы сами «рубим сук, на котором сидим». Именно этой мыслью пропитаны необычные скульптуры мастера Роджера Уайтейкера. Как тесно людям в больших городах, так же тесно и им и в работах скульптора. И здесь – сплошное перенаселение.
Здесь всего много: людей, машин, грязи, ссор и скандалов, суматохи, усталости, депрессии и смертей.Мало, пожалуй, только обычных человеческих эмоций: откровенной радости, веселья, добра и любви, мало, или нет совсем, ощущения счастья.
Своих персонажей Роджер Уайтейкер помещает в маленькие коробки или лодочки, которые явно не рассчитаны на то количество «жильцов» и «пассажиров», которые в них помещены. Эта теснота, неудобство отражаются на лицах людей. Спектр эмоций здесь различен и идет по нарастающей. Благодушие сменяется безразличием, переходящим в тревогу со слабой надеждой на лучшее, а затем переходит в отчаяние и понимание кошмара происходящего, но без возможности его изменить.
Скульптуры мастера наполнены глубоким философским смыслом. Внимательного зрителя они заставляют задуматься не о том, что сегодня в моде, а о том, как меняется душа человека в густонаселенном мире, как ему живется в бетонных домах-коробках, как ему отдыхается на широких проспектах без единого деревца, заполненных снующими во все стороны таких же людей, постоянно озабоченных какими-либо проблемами.
Безудержный рост городов все больше похож на быстро разрастающуюся опухоль или клумбу, в которую садовник бездумно постоянно подсаживает новые растения, не давая простора и свободной жизни ни старожилам, ни новым жителям. Каждому из них остается все меньше жизненного пространства. И даже те «три аршина» земли, которых достаточно человеку для могилы, сегодня у них нет.
«Герои» скульптур, помещенные автором в тесные пространства, тщетно пытаются вырваться на волю. Они оттесняют ближних, отворачиваются от соседей. Они пытаются хотя бы ненадолго побыть наедине с собой и собраться с мыслями. Им хочется вырваться из ящика-мира, в который они попали, покинуть рамки портрета.
Мы все в одной лодке – эта мысль воплощена Роджером Уайтейкером в одной из своих работ. Своих персонажей он действительно поместил в маленькую лодочку. Каждый находящийся в ней воспринимает мир по-своему, но вместе они выражают ту гамму чувств и эмоций, которые проходит житель мегаполиса. Не напрасно и работа названа: «Надежда, вера и отчаяние».
Не случайно и материалом для своих работ мастер выбрал керамику: внешне она очень привлекательна, но является достаточно хрупким материалом, как сама человеческая жизнь.