Современная жизнь все более «уводит» человека от природы, и даже в городах все реже на улицах можно увидеть свободно растущие деревья. Их, словно в резервации, определили в парки и скверы, откуда они никогда не попадут в «дикую» природу. На мысли о том, что деревья, как и люди, могут дружить и враждовать, волноваться и радоваться наводят работы американского художника и скульптора Рокси Пейна (Roxy Paine). Правда, речь идет о металлических деревьях – арт-объектах художника.
Стоит заметить, что взаимодействие человека и природы интересовало будущего мастера с ранних лет. Однако воспринимал он его по-своему, при этом особый интерес у него вызывала вода. Текучая структура стала для него местом экспериментов, суть которых могла вызвать у многих шоковое состояние.
Основную часть времени Рокси Пейн проводил в лесных массивах, окружавших городские жилые комплексы. В его понимании, границы живой природы и места обитания людей были четко разграничены.
Сложность характера не позволила получить ему полноценное академическое образование. Своеобразное видение окружающего мира и жажда самостоятельного творчества обратили его сначала к живописи, а потом – к скульптуре. Параллельно он работал над созданием оригинальных музыкальных инструментов из керамики и металла. В конце концов, творческие поиски в 1989 году были реализованы созданием союза художников под странным названием Brand Name Damages. Возможно, оно родилось из особого представления о человеке и природе. С этого времени он участвовал в создании многих арт-проектов, а в 1992 состоялась его первая персональная выставка. Первоначально в его багаже были кинетические скульптуры. Они стали основными в его творчестве до 1995 года.
С этого времени работы Roxy Paine условно можно условно разделить на три категории. К первой относят «натуралистические», отличающиеся скрупулезной точностью передачи мельчайших деталей различных растений, грибов, цветов. Среди работ Рокси Пейна этого направления можно увидеть дендроидов — древоподобных живых существ. Они выглядят ожившими ходячими растениями, обладающими большой физической силой.
Отражением современного технологического мира человека стали произведения категории «машинных» арт-объектов: репликантов, представляющих собой вымышленные биоинженерные гуманоидные существа.
Третья – самая удивительная, ставшая компромиссным решением своеобразного соединения природы и «техно». Ее представили металлические деревья, ставшие впоследствии своеобразной визитной карточкой художника.
Металлические деревья – городские скульптуры нового поколения
Деревья из металла с тонкими, переплетающимися между собой ветвями, образуют причудливое соединение ощущения величия природы и ее удивительного соединения с технической эпохой развития человеческого общества.
Рассматривая работы художника, одни считают, что переплетающие ветви этих странных деревьев отражают борьбу живого и искусственного. Другие, наоборот, поддерживают более «жизнерадостную» концепцию мирного сосуществования двух сфер: естественной (природной) и технической, отражающей жизнь человека.
Сам скульптур в одном из интервью утверждал, что природные системы находятся в постоянном движении и меняются. Что касается технологических, искусственных систем, созданных разумом человека, они опасны для жизни, так как выходят из-под контроля. Убежденность человека, что «все под контролем» фактически является только иллюзией.
Материалом для своих скульптур Roxy Paine выбрал нержавеющую сталь: прочный, не подверженный коррозии долговечный сплав. Нержавейка создает уникальные металлические деревья, которые не только выглядят живыми, но и наделенными разумом. Каждое из них – отражение мироощущения человека: для разных людей – разное. Особого внимания заслуживают «срубленные» металлические деревья, оторванные от техносферы и не ставшие родными природе.
Рокси Пейн создает удивительные скульптуры, которые «утверждают», что человеческая культура является частью природы, наравне с горами и океанами, лесами и равнинами, животными и птицами. То есть, как можно понять из статьи, посвященной творчеству Roxy Paine и опубликованной в газете «Нью-Йорк таймс», художник доказывает, что «вне природы ничего нет, и даже металл оживает».