Редко какой художник или скульптор обходится без собственной философии восприятия мира. Ее он и пытается передать в своих работах, даже если не каждая из них понятна зрителю. Не в каждой из них мысль автора «лежит» на поверхности.
Именно такой замысловатостью и необходимостью соотнесения увиденного с собственной оценкой окружающей действительности наполнены работы кубинского скульптора Йоан Капоте (Yoan Capote).
Йоан Капоте родился в чудесном местечке Пинар-дель-Рио в западной части острова в 1977 году. Чудесные пейзажи дикой природы, вплотную подобравшиеся к городской черте, разнообразный животный мир, ее населяющий – именно в таком замечательном месте прошли детские годы будущей знаменитости. Затем был переезд в кубинскую столицу Гавану, где Yoan Capote в Высшем институте искусств проходил обучение.
Его первой специализацией было живопись. Параллельно он создавал скульптурные объекты в трехмерных вариантах и с применением мультисенсорных технологий. Они предполагают восприятие композиции всеми органами чувств. К нему готовы далеко не все, но в этом и соль его работ: запустить мозговую деятельность каждого, кто видит его работы.
Абсурд или мышление на основе психологии?
Несмотря на то, что оценки инсталляций, создаваемых Йоаном Капоте, значительно разнятся, он признан в творческой среде как художник с большим будущим. Недаром он получил премию ЮНЕСКО на 7-й Гаванской биеннале. Правда, изначально он входил в коллектив художников DUPP (Desde Una Pragmática Pedagógica). Будучи в его составе, он и был премирован.
Позднее он решил работать самостоятельно. Это вполне объяснимо и многократно подтверждено судьбами талантливых художников, скульпторов, писателей.
Талант – всегда «штучный» и практически никогда не уживается в различных кружках, объединениях, группировках. В них всегда существуют свои требования, законы, правила, ограничения. Таланту нужна свобода, полет, возможность без каких-либо границ доносить до зрителя свою философию творчества.
Что касается работ Yoan Capote, одни называют их провокационными и непочтительными, другие – солидными. Но все сходятся в одном: они заставляют задуматься над отношениями в человеческом обществе.
Несмотря на некую эпатажность отдельных его творений и, если можно так выразиться, физиологическую открытость, требующую психологического анализа, многие любители современного искусства и частные коллекционеры стремятся заполучить его инсталляции. Выполненные его руками арт-объекты можно увидеть и в американском Центре искусств Кендалла.
Как признался сам Йоан Капоте в одном из интервью, толчком для создания работ для изначально стало общение с природой, собственные чувства и переживания, а затем — знакомство с творчеством мексиканского художника Габриэля Ороско, других современных представителей искусства.
Для многих посетителей выставок арт-объекты, созданные Йоаном, являются загадкой. А сами названия работ Капоте «отправляют» их к психологическим истокам восприятия действительности и ее осмыслению, с точки зрения этой «тонкой» науки. Среди них: «Рациональность», «Мозг»,«Соитие», «Мигрант» и другие названия инсталляций. Наиболее яркой и «нашумевшей» стала его композиция «Стресс». Он стал постоянным спутником современного человека , по мнению собственного творческого видения мастера выглядит именно так.
Необычны и материалы, которые использует скульптор в работе: гвозди, фанера и даже рыболовные крючки.С их помощью выполнены инсталляции «Морской пейзаж» и «Притяжение Америки». Издали оба арт-объекта выглядят вполне традиционно. Но при близком рассмотрении оказывает, что выполнены они с помощью множества рыболовных крючков.
Крепко держит людей Америка: тот, кто «попался ей на крючок», вряд ли когда-либо освободится. Не менее притягательна и морская гладь. Она притягивает, завораживает своим покоем или необузданной мощью во время шторма, пугает и привлекает – одновременно, но полностью не отпускает никогда.
Ознакомиться с творчеством скульптора и его работами можно на персональном сайте Йоана Капоте.