Как ни печально, но факт: книги тоже могут потерять свою актуальность для человека в частности и для общества и времени в целом. И тогда такую книгу ждет три варианта развития событий. Она может просто попасть в кучу макулатуры и последовать вместе со своими «подругами по несчастью» на переработку, может оказаться в топке и последний раз согреть своим теплом читателя таким нестандартным для нее способом, а может стать материалом для создания удивительных арт-объектов, попав в умелые руки талантливых мастеров.
Именно о последнем варианте развития событий и пойдет речь.
Трансформация печатных изданий в арт-объекты получила название «альтербукинг». И именно за это новое течение в искусстве ухватились многие художники, архитекторы и другие талантливые люди.
Еще в средние века печатные издания обретали вторую жизнь, получая новые функции и эстетические свойства. Мастера в то время создавали так называемые палимпесты, – поверх старых и утративших актуальность рукописей из пергамента в целях экономии писчего материала наносились новые тексты. При этом старый текст с пергамента просто соскабливался. В изобразительном искусстве тоже практиковался подобный способ: на старые полотна наносились новые изображения, зачастую с сохранением фрагментов предыдущей картины.
Такой принцип «из старого в новое» актуален и сегодня, в частности применяется он в работе с отжившими свой век книгами. Какие только арт-объекты из бумажных книг не встретишь сегодня! Это могут быть и бумажные вазы, и шкатулки для хранения бижутерии, и настенные часы, и даже объекты мебели!
Самой популярной на сегодняшний день творческой практикой, в которой применяются книги, является буккарвинг. Это слово состоит из двух слов английского происхождения: book — книга, carving — резьба. Иными словами, буккарвинг – это резьба по книгам. Для этого мастера используют специальные инструменты, зачастую медицинские: скальпели, зажимы, пинцеты и другие. Для придания изделию декоративного вида в ход идут лаки, краски и клей.
В этом поистине ювелирном мастерстве нашел себя художник Николас Галанин, в руках которого любой книжный томик, потерявший свою актуальность и ставший ненужным, превращается в настоящее произведение искусства!
Детство и юность художника прошли на Аляске в семье опытного резчика. Увлекшись делом своего отца, Галанин с успехом постиг искусство резьбы. Отточить свои знания он решил в Новой Зеландии в MasseyUniversity, поступив на отделение изобразительного искусства. Позже была учеба в лондонском университете Гилдхолл (сейчас университет Метрополитен), окончив который, он стал дипломированным специалистом в сфере дизайна ювелирных изделий.
Однако настоящую известность Николасу Галанину принесли именно работы, выполненные в технике буккарвинга. Огромное количество страниц превратилось в целую арт-серию «WhatHaveWeBecome?».
Экспонаты выставки – это портреты, материалом для которых стали книги – различные сборники и энциклопедии. Это демонстрация внутреннего мира художника, необычный способ показать обществу, что человек остается таковым независимо от того, насколько неожиданна и непривычна для него окружающая обстановка. Еще одна важная мысль, которую Галанин хочет донести до зрителей своими арт-объектами, – это влияние книг на формирование личности человека, его культуры. Чтение есть сила, и нужно обладать неимоверным чувством силы и твердостью характера, чтобы с помощью инструментов вручную вырезать из томиков самого разного размера объемные изображения профилей и лиц.
Конечно, Николас Галанин не первый, кто таким необычным способом попытался переосмыслить роль и значение литературы в обществе, в котором живет. Среди мастеров, освоивших этот вид искусства, такие известные имена как Кайли Стиллман, Исаак Салазар и другие скульпторы, творцы современного искусства.