Подобно Павлу Когану, Райнер Лагеманн с детства не питал приязни к овалу. Это нашло отражение в его творчестве, ведь автор необычных скульптур составляет своих металлических людей из маленьких квадратиков — сотен маленьких квадратиков.
И, невзирая на то, что в работе он пользуется достаточно угловатыми «атомами», его герои вряд ли кому-то покажутся неуклюжими или нескладными. Конечно, вызывает вопрос: что именно скрывается под округлыми формами? Ответ показывает нам, что Лагеманн не только талантливый скульптор, но и философ.
Ведь основой для его людей стал жесткий металлический каркас. Это — самая надежная и самая важная опора. Ведь без него развалится не только произведение искусства. Самому человеческому характеру необходима порой жесткость и несгибаемость. Об этом и говорит художник, избравший для своих творений подобный материал.
Райнер Лагеманн является американцем немецкого происхождения. Он проживает в Майами и, на протяжении последних шести лет занимается созданием необычных скульптур, которые состоят из металлических квадратов. Созданные им произведения искусства, в отличие от других скульптур, не только сидят или бегают. Они достаточно непоседливы, и способны также лазать по стенам, или даже летать. Всё это стало возможным благодаря тому, что необычные персонажи обладают собственным каркасом. Если отнять его — исчезнет само создание, которое умеет летать.
Одним из достоинств таких скульптур является то, что в отличие от своих собратьев, они вовсе не массивные и не монументальные. Это может показаться удивительным, ведь металл, из которого они созданы, располагает некоторой массой, и достаточно много весит. Однако Лагеманну удалось, казалось бы, невозможное. Его люди — легкие, подвижные, мобильные и энергичные. Им ничего не стоит отправиться прямо сейчас на поиски чего-то нового и кажется, что им всё по плечу.
И, невзирая на материал, который автор взял для своих творений, все они кажутся максимально живыми. Этим статуям присуще то, что, кажется, отсутствует у скульптур: подвижность и пластичность, гибкость, наравне с несгибаемостью. В отличие от античных статуй, работы Райнера выглядят так, словно мы только на мгновение застали их в статике. Сейчас они немного отдышатся и побегут дальше, так как только в движении они и живут.
Таким образом, скульптор, кажется, создал идеального человека нашего времени. Он не боится нового и способен на многое. При этом он обладает несгибаемой, как металл, из которого сделан, волей и потому ему доступно то, что недоступно другим. Сознательно ограничивая себя в выборе материалов для создания персонажей, Лагеманн умудрился сделать их максимально разнообразными, выразительными и интересными.
Отдельного внимания заслуживает геометрия металлических персонажей. Как уже было сказано ранее, художник не жалует овал, отдавая вместо него предпочтение квадрату. Тем не менее, его скульптуры полностью повторяют плавность линий, которая свойственна живому человеку. И это позволяет понять, что их автор обладает своеобразным внутренним зрением, которое позволяет ему придать объекту желаемую форму, даже имея в своем распоряжении строго противоположные по виду материалы.
Становится понятно, что это одна из граней его яркого и объёмного таланта — сочетать то, что на первый взгляд кажется несочетаемым. Но при этом Лагеманн не просто поражает своим умением создавать персонажей из металла. Он также оставляет нам простор для размышлений, что позволяет каждому стать сотворцом его скульптур. Для этого нужно просто более пристально к ним присмотреться, постараться проникнуть в самую их суть.
Ведь что, например, представляют собой эти квадратики? Просто ли это составляющие металлических людей, или в них заложен куда более глубокий смысл? Возможно, мы, как и творения Райнера, тоже состоим из своеобразных «квадратиков» мыслей, чувств, убеждений, привычек… И именно все эти небольшие, по сути, частички, создают целостную скульптуру, имя которой человек? Автор металлических людей предлагает нам самостоятельно найти ответ на такой вопрос. А его фигуры придут на помощь, став своего рода подсказками для думающего человека.